Статьи
Многолетняя практика и результаты исследований привели к пониманию, что основными причинами низкой эффективности ботулинотерапии являются не формирование антител, а некорректная тактика инъекций. Залог повышения результативности процедур — использование адекватных дозировок ботулинического нейропротеина, необходимые, пусть и короткие, интервалы между инъекциями, и техника проводимых инъекций с обязательным контролем попадания в нужную мишень. Контроль инъекции признан золотым стандартом клинической ботулинотерапии. Вопросам контроля инъекций посвящена первая публикация Дайджеста. В представленном обзоре литературы содержится не только полный перечень показаний к ботулинотерапии, обзор современного рынка препаратов, методов контроля инъекций, но также фактические данные об ультразвуковых характеристиках различных тканей организма (нервы, сосуды, железы, мышцы, сухожилия, кости и др.), топике и электромиографических особенностях концевых пластинок двигательных нервов (так наз. «моторных точек»), данные Европейских консенсусов об использовании методов контроля в практической ботулинотерапии. Несомненно, данная публикация может стать «настольным руководством» для практикующих ботулинотерапевтов всех специальностей.
Другие публикации также посвящены широким терапевтическим возможностям ботулинотерапии (в лечении алопеции, сиалоррреи, бруксизма, депрессии, рубцов).
Интересным представляется факт, что положительный эффект в лечении андрогенной алопеции получен при внутрикожном введении БНП в 30 точек головы по 5 ЕД в точку, что может коррелировать с методикой лечения хронической мигрени по протоколу PREEMPT. Вероятно, нейрогенные факторы играют роль в происхождении алопеции, и блокирование медиаторов боли оказывает терапевтический эффект.
Сиалоррея давно стала удачной и необходимой «мишенью» для ботулинотерапии, причем, лучший эффект достигается при инъекции в обе околоушные и обе подчелюстные железы, нежели только в одну или две железы. Кроме того, инъекция БНП может уменьшить гипертрофию околоушной слюнной железы и улучшить эстетический результат.
Инъекции в межбровные мышцы эффективны для лечения не только депрессии легкой степени, но также средней и тяжелой, в том числе, у мужчин. Эти данные открывают перспективы более широкого использования ботулинотерапии не только в неврологической, но и в психиатрической практике.
Бруксизм, наряду с головной болью, депрессией и асимметрией лица — классическое показание для расширения возможностей эстетической ботулинотерапии. В исследовании корейских авторов с использованием полисомнографии показано, что однократные инъекции БНП в малых и умеренных дозах в височные и жевательные мышцы могут уменьшать силу сжатия челюстей, тем самым контролируя бруксизм, однако не влияют на частоту эпизодов бруксизма. Вероятно, более полный контроль бруксизма возможен после ряда повторных инъекций, как при лечении мышечной дистонии.
Вопрос профилактики образования и лечения уже сформированных рубцов — один из актуальнейших в хирургии, особенно в пластической хирургии. Выяснено, что инъекции вдоль формирующегося рубца способны сделать рубец менее широким и окрашенным. А для ускорения эффекта инъекции рекомендовано растворять БНП в растворе лидокаина с эпинефрином (1:100000) и инъецировать сразу после завершения операции и наложения швов.
Несомненный интерес представляет публикация российских ученых, показавших в эксперименте на животных, что добавление в раствор БНП глобулярного хитозана может существенно пролонгировать эффект проведенной инъекции. Осталось дождаться переноса результатов экспериментов в клиническую практику.
В одной из работ показано, что БТА не теряет эффективность, даже если наблюдается вспенивание во время его восстановления. Это позволит врачам сохранить уверенность в высокой эффективности препарата даже в условиях случайного встряхивания препарата, а также в ситуации, когда в условиях ограниченного времени восстановлением препарата занимается другой сотрудник.
В нескольких работах предложены авторские методики инъекции БТА, в частности, «мультиточечная и мультиуровневая инъекционная техника» приводит к расслаблению мышц, а возможность варьировать глубину введения препарата позволит достичь естественного результата инъекций без парализации мышц и высокой удовлетворенности пациентов разных возрастных групп. Другая авторская методика посвящена трудно поддающейся коррекции зоне стареющей кожи – «морщинам аккордеона». Для избавления от них рекомендуется использовать поверхностные и точечные инъекции разбавленного БТА, а при работе с сильно пересушенной кожей токсин предлагается разбавлять неретикулированной или слаборетикулированной гиалуроновой кислотой.
В работе, посвященной коррекции морщин в области лба, межбровья, наружного угла глаза, носогубных складок, платизмы, авторы приводят средние дозы БТА для достижения наилучшего результата. Показано, что пациентам старших возрастных групп требуется большее количество токсина.
Вопрос оптимальной дозировки БТА обсуждается и для инъекций с целью уменьшения морщин и визуального расширения глазной щели. Нижнее веко остается одной из наиболее сложных зон для инъекции БТА ввиду большой вероятности появления нежелательных эффектов при превышении дозировки. Приведена оптимальная доза инъекций БТА в нижнее веко и уголки глаз для достижения наилучшего сочетания эффективности и безопасности.
Для коррекции десневой улыбки предложено выполнение инъекций в точку, находящуюся в центре треугольника, образованного мышцей, поднимающей верхнюю губу, мышцей, поднимающей верхнюю губу и крыло носа, и малой скуловой мышцей. В будущем предстоит подтвердить или опровергнуть превосходство такой методики над общепринятыми в настоящее время протоколами коррекции десневой улыбки в обширных клинических исследованиях.
Что касается инъекций БТА в жевательные мышцы, то незначительное снижение силы этих мышц после процедуры не нарушало жевание у здоровых добровольцев и восстанавливалось к 12-й неделе. Таким образом, при лечении дисфункции височно-нижнечелюстного сустава, бруксизма, а также коррекции формы нижней трети лица при гипертрофии жевательных мышц можно с полной уверенностью развеять страхи пациентов по поводу возможных трудностей с жеванием. Кроме того, ношение окклюзионных шин позволяет пролонгировать эффект БТА.
Наконец, БТА эффективен и в лечении еще одного косметического дефекта — гипертрофических рубцов на коже. Эта сфера применения БТА обещает быть крайне востребованной.
Описание новых методик использования БТА на лице могут стать для вас источником вдохновения и руководством к действию, а также дать вам уверенность в том, что вы сможете достичь наилучших результатов у самых разных пациентов!