Теория возвращения света в эстетической медицине: регуляция эмоций инъекционными методами

Наблюдая за спокойными, внешне удовлетворёнными людьми, можно отметить схожие признаки: преобладание деформационного типа старения лица, мимической экспрессии средней интенсивности, тихого голоса и мягких движений. Если внутреннее состояние людей влияет на их внешность, то нет ли здесь обратной взаимосвязи? Можно ли путём воздействия на выражение лица изменить внутренний мир человека? Ответ вы найдёте в этой статье.

ЕЛЕНА ВИКТОРИЯ ФЕДОРКОВА, дерматовенеролог, косметолог, Латвия

ИНЕСЕ ШВАРЦА, д. м. н., дерматовенеролог, косметолог, Латвия

Анализ архитектоники лиц, занимающихся духовными практиками, или ликов святых, выявляет однотипные невербальные признаки и схожую физиогномику лица: взгляд, лишённый страстей, слабую мимическую экспрессию, удлинённую форму головы, тонкий и узкий нос и умиротворённое выражение глаз. Невольно возникает вопрос, в чём причина их схожести. Очевидно, что все эти люди обладали или обладают высоконравственными качествами характера. На основе этих наблюдений была разработана методика, как можно инъекционными методами приблизить или развить в пациенте чувства и эмоции высшего порядка и путём обратной связи активизировать высоконравственные качества характера.

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Эмоции — это внутренние психические субъективные состояния, которые проявляются сосудистыми реакциями, изменениями интонации голоса и мимической экспрессией. Большинство из них — нейро-физиологический процесс, протекающий в лимбической системе мозга и вегетативной нервной системе в ответ на раздражение извне. Мимическая

выразительность воспроизводится как безусловный рефлекс. Непроизвольная или подсознательная мимика лица подчинена функциям коры полушарий большого мозга. Следовательно, по складу мимики, образцам движений можно сделать вывод

о типе нервной деятельности. Патогенетическая цепочка появления мимической экспрессии лица начинается на подкорковом уровне. Точнее, в части ромбовидного мозга (ромбэнце-фалона) под названием Варолиев мост (Pons Varolii). В его состав входят ядра лицевого нерва (n. facialis), который передаёт сигналы мускулатуре лица, вызывая мышечную экспрессию [5, 27].

В литературе описано много различных классификаций эмоций, коротко их можно дифференцироватьследующим образом:

1. Аффектные, или действия (гнев, ужас).

Эффектные, или пассивные (горе, печаль, страх,уныние).

2. Стенические (радость, гнев, удивление, возбуждение, изумление). Вызывают гемодинамическую вазодилатацию, физическую активность, усиление моторики ЖКТ. Путём симпатоадреналовой системы и вазоактивной реакции стимулируют отток крови от внутренних органов к головному мозгу и конечностям.

Астенические (робость, апатия, подавленность, грусть, печаль, уныние, отчаяние). Вызывают гемодинамическую констрикцию, астению, гиподинамию.

3. Положительные (любовь, желание, надежда, радость).

Отрицательные (грусть, страх, гнев, горе).

4. Простые: переживания от боли, удовольствие отпищи, секса, «нравится — не нравится».

Сложные: радость, гнев, презрение, стыд, страдание, страх, ненависть.

Если эмоция — это сложный комплекс, не имеющий чёткой привязанности к чему-то, то чувства, как компонент эмоций, отличаются сложностью и многообразием эмоциональных переживаний и всегда привязаны к чему-то или кому-то. В зависимости от содержания и причин, их вызывающих, они делятся на низшие и высшие. К низшим, в основном, относятся эмоции биологического характера (голод, жажда, сексуальное желание), к высшим — интеллектуальные (любопытство, удивление), нравственные (чувства сострадания, чести, гуманности, «духовного сияния»), эстетические (элементы прекрасного, гармония красок, звуков). 

Чувство радости является самой желанной эмоцией. По мнению выдающегося американского психолога, профессора Калифорнийского университета, крупнейшего специалиста в области психологии эмоций профессора Пола Экмана (Paul Ekman) — это целый диапазон эмоций от удовольствия и веселья до сострадания и благоговения. При этом он экспериментально доказал, что при выполнении мышечных движений, которые выражают определённые эмоции, физиологические показатели испытуемых изменялись и большинство ментально испытывали конкретную эмоцию [2]. 

Соответственно, меняя экспрессию мышц лица в соответствии с определёнными эмоциями, мы подталкиваем пациента к их ≪проживанию≫.

В 1978 году Полом Экманом и Уоллесом Фризеном был разработана Система кодирования лицевых движений (Facial Action Coding System), сокращенно FACS. Затем Экман и Фризен разработали ЭмСКЛиД — Эмоциональную систему кодирования лицевых движений (англ. Emotion Facial Action Coding System (EmFACS)). Она основана на детальном изучении анатомии лицевых мышц и позволяет провести анализ экспрессии с точки зрения наличия в ней компонентов выражения семи основных эмоций: счастья, удивления, гнева, печали, страха, отвращения, презрения. Этот метод предполагает, что экспрессивное проявление семи эмоций универсально и не имеет этнических особенностей [2].

рис1.png

Система ЭмСКЛиД включает в себя атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из семи эмоций (рис. 1).

Изучение методов чтения невербальных реакций имеет первостепенное значение в навыках эмоциональной компетенции (Emotional Competence, EC). Она представляет собой способность осознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать и управлять эмоциями других людей, так как даёт возможность узнать эмоциональную, во многом скрываемую сторону пациента. Это позволит предупредить проблемы со здоровьем и дать ему рекомендации по образу жизни. Особенности мимики так-же позволяют отследить психологический настрой, выдать терзающие человека эмоциональные переживания и слабые стороны характера. Чтобы создать психологический портрет пациента, нужно разобрать, какая зона лица более ярко выражена, а узнав это, можно предположить, что движет личностью — инстинкт, эмоции или интеллект.

  1. Верхняя часть лица называется интеллектуальной, она занимает весь лоб, начинается у линии волос и заканчивается линией бровей. Величина и форма лба определяют мыслительную деятельность и реальное понимание жизни.
  2. Средняя часть лица — эмоциональная, включает в себя пространство ниже бровей до самого кончика носа, то есть равна длине носа. Она отражает степень чувствительности, душевную глубину и внутреннее содержание.
  3. Нижняя часть лица — витальная. Она начинается от колумеллы, заканчиваясь низшей точкой подбородка, состоит из губ, подбородка и даёт представление об энергии человека, его любви к наслаждению и подверженности низменным инстинктам.

При анализе изображений ликов святых или канонизированных при жизни служителей разных конфессий были выявлены следующие закономерности:

  • удлинённая форма черепа, что говорит о высокой восприимчивости духовного;

  • средняя часть лица характеризуется тонкими чертами и удлинённой формой носа, что означает высокую способность к состраданию, эмпатии и душевной глубине;

  • мелкие, невыраженные черты нижней трети лица, которая имеет треугольную или овальную форму, указывают на сниженную склонность к разного рода удовольствиям. На внешний вид лица влияет целый ряд факторов:

  • генетическая предрасположенность

  • возраст;

РИС. 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОДИРОВАНИЯ ЛИЦЕВЫХ ДВИЖЕНИЙ (ЭМСКЛИД) П. ЭКМАНА И У. ФРИЗЕНА.

  • образ жизни (диета, режим, спорт);

  • анамнез жизни, анамнез болезни;

  • применение методик anti-age, эстетической и превентивной медицины;

  • чистота мыслей и баланс эмоций, то есть свойства и проявления характера;

  • духовность пациента и, как следствие, внешнее проявление его истинного Я.

Влияние последних двух пунктов призвана объяснить Теория возвращения света в эстетической медицине (Returning of light in Esthetic), на основе которой разработана методика регуляции эмоций на лице путём инъецирования ботулотоксина типа А (БТА) и стабилизированной гиалуроновой кислоты (ГК) — Facial Emotional Botoxfiller method (FEBf-метод)

РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ НА ЛИЦЕ С ПОМОЩЬЮ FACIAL EMOTIONAL BOTOXFILLER METHOD

Данный комплексный метод основан на оценке психологического портрета пациента и коррекции эмоциональных реакций на лице инъекционными методами — при помощи ботулинотерапии и инъекций филлеров на основе стабилизированной гиалуроновой кислоты — с целью приведения мимики и черт лица в более гармоничное состояние. Иными словами, это применение инъекционных методов в комплексе с методиками анализа выражений лица, для того чтобы «перенаправить» мимику лица на проявление более гармоничных эмоций и, как следствие, воссоздать эмоциональный «гомеостаз» организма пациента путём метода обратной связи. На основе метода Эмоциональной системы кодирования лицевых движений, при рассмотрении каждой эмоции в связи с мышцами, выражающими её, про ведён анализ коррекции мимики с помощью ботулинотерапии и контурной пластики филлерами на основе гиалуроновой кислоты семи базовых эмоций: радости, печали, гнева, отвращения, презрения, удивления, страха. Прояснением каждой из семи основных эмоций может быть мимический паттерн во время конкретно этой эмоции, так называемое архаическое действие. Анализ архаического действия эмоции (движения, характеризующего проживаемую эмоцию) позволяет объяснить мимическое действие. Например, рот и челюстные мышцы скованы при страхе, отвращении и гневе, и напротив, нижняя часть лица расслаблена при удивлении, вдохновении, а задействованы щёчные мышцы [6]. Значит, для коррекции эмоций страха, гнева, отвращения нам надо фокусироваться на гипертонусе мышц нижней челюсти.

Тактика:

  1. Диагностика превалирующей одной или нескольких негативных эмоций путём специального алгоритма тестирования, основанного на принципах эмоциональной компетенции.
  2. Коррекция эмоций с помощью инъекций БНП-А и филлеров на основе ГК.
  3. Создание на лице так называемых «усреднённых» эмоций. За основу «усреднённых» эмоций взята модель классификации восьми базовых эмоций по В. Е. Лёвкину [6], так называемая Круговая шкала базовых эмоций (рис. 2). Определены четыре эмоции, находящиеся между действиями-антиподами по принципу архаичности. А именно: удовлетворение (успокоение), раскрепощение (расслабление), интерес (любопытство), умиротворение (созерцание). В скобках указаны состояния, которые вызывают проявление этих чувств. Все эти эмоции относятся к группе высших чувств. Нет сомнений, что состояния успокоения, расслабления, любопытства и созерцания идут на благо гомеостазу организма, и поэтому вызывание эмоций удовлетворения, раскрепощения, интереса и умиротворения приведёт пациента в более гармоничное состояние. Сложность заключается в том, что чувства, в том числе и высшие, в отличие от эмоций имеют больший диапазон и внешне проявляются оттенком взгляда, тембром голоса, положением головы и минимальной мимикой. Пол Экман писал: «Я не уверен, что имеется какой-то признак удовлетворённости на лице: возможно, в таком состоянии у нас просто происходит расслабление мышц лица». Или: «Я сомневаюсь, что есть универсальный сигнал благодарности» [2].

рис 2.png

ГИПОТЕЗА МИМИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Первым гипотезу об обратной связи мимических паттернов и эмоций выдвинул ещё Чарльз Дарвин в 1872 году. Он предположил, что свободное выражение эмоции усиливает её, а подавление мимики, наоборот, подавляет. Возможные механизмы такого влияния основываются на принципах гипотезы мимической (лицевой) обратной связи Facial Feedback Hypothesis (FFH), которая была сформулирована Сильваном Томкинсом (Silvan Tomkins) в 1962 году на основании концепции периферической теории эмоций Джеймса — Ланге [8]. Согласно этой теории, любые эмоциональные переживания по принципу обратной связи усиливаются и подпитываются нервными сигналами от активированных лицевых мышц, участвующих в мимической экспрессии данной эмоции. Видимое улучшение внешнего вида, например устранение мимических морщин и формирование более позитивного выражения лица с помощью инъекций ботулинического нейропротеина типа А повышает самооценку, а, следовательно, улучшает самочувствие [7]. Например, согласно пилотному исследованию, у больных депрессией с резистентностью к медикаментозной терапии после введений нейропротеина в зону межбровья в большинстве случаев наблюдалась ремиссия [9]. По данным электромиографических исследований было установлено, что при депрессии отмечается гиперактивность мышц межбровной области [10]. Проведённое Wollmer и соавт. [11] клиническое исследование подтвердило эффективность ботулинотерапии у пациентов с депрессией: после одной инъекции БНП наступало улучшение самочувствия, и позитивные изменения сохранялись на протяжении года. Желание и цель любого клиента — быть красивым и притягивать внимание окружающих. Интуитивно людям нравятся такие формы и черты лица, которые вызывают у них чувство прекрасного, гармоничного и целостного. Чтобы создать такое идеальное лицо, метод FEBf нужно соединить с принципом золотого сечения.

ПРИНЦИП ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ В КОСМЕТОЛОГИИ

Первое, на что обращает внимание человек, это объём и форма всех окружающих предметов. Форма, в которой сочетаются симметрия и пропорциональность, создаёт у человека ощущение гармонии и красоты. Целостный образ всегда состоит из частей разного размера, находящихся в определённом соотношении друг с другом и с целым. Это соотношение иначе называется золотым сечением и является числовым выражением совершенства. Принцип золотого сечения можно найти повсюду — в природе, в науке, архитектуре и искусстве. Математически оно определяется как пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей (рис. 3).

рис3.png

Это отношение, называемое ещё пропорцией F, равно числу 1,618. Мы обнаруживаем его при изучении любого совершенного творения природы, в том числе идеально красивого человека: так соотносятся между собой высота его лица, делённая на ширину лица; ширина рта, делённая на ширину носа; расстояние между зрачками, делённое на расстояние между бровями, и так далее*.

Известный пластический хирург Стивен Марквардт (Stephen R. Marguardt) соединил все знания о золотом сечении и вывел формулу идеального лица, создав так называемую маску красоты — Golden mask (рис. 4)**.

рис 4-5.png

Маска широко используется в эстетической медицине приоморфиопластике — комплексe пластических операций, направленных на улучшение внешности, устранение диспропорций лица и придание симметрии. Обычно это комплекс из ринопластики (хирургическая коррекция носа), блефаропластики (хирургическая коррекция век), гениопластики (хирургическая коррекция подбородка). Сегодня можно «оцифровать красоту» с помощью специальных программ, в которых можно посмотреть изображение лица пациента, смоделированное по алгоритму золотого сечения. Это позволяет увидеть зоны, нуждающиеся в коррекции.

Важно понимать, что работа по принципу золотого сечения не приводит к созданию однотипных лиц, индивидуальность черт сохраняется. Для каждого лица Golden mask создаёт свою уникальную и гармоничную именно для этого пациента геометрическую форму, состоящую из треугольников и равносторонних пятиугольников. При воссоздании симметрии обоих сторон лица в результате биологической обратной связи, эмоции становятся более положительными и ровными, а значит, и мысли. Происходит психофизическая регуляция пациента на основе зрительной обратной связи [5]. Восстановление симметрии лица является важным этапом теории. Чтобы конкретней рассчитать места коррекции и объёмы вводимых препаратов, простого фото-протоколирования недостаточно. Требуется дополнительный простой метод замера. Теория возвращения света в эстетической медицине включает в себя расчёт пропорции F во фронтальной и сагиттальной проекции, а именно angulus nasalis, angulus mandibularis, angulus mentalis, pars zigomaticum. Далее будут детально рассмотрены основные параметры пропорции F, которые важны для создания гармоничных пропорций. Только связывая в одно целое FEBf-метод и принцип золотого сечения, можно смоделировать самое притягательное лицо как для окружающих, так и для самого клиента. Попытка соединения внутреннего баланса чувств и внешней притягательности — это ключ Теории возвращения света в эстетической медицине.

Фронтальная плоскость. Основные параметры лица по пропорции F:

а) лицо должно ровно делиться на три равных горизонтальных участка: лоб от нижней линии волос до линии бровей, средняя часть лица от бровей до кончика носа и нижняя часть лица от кончика носа до под- бородка, — и три вертикальных, где ширина носа равняется расстоянию между внутренними уголками глаз, а это расстояние, в свою очередь, равняется ширине самого глаза (рис. 5);

b) высота лица, делённая на ширину лица, равна 1,618 (рис. 6);

с) ширина рта, делённая на ширину носа, равна 1,618 (kn/ef) (рис. 6);

d) pасстояние между зрачками,делённое на расстояние между бровями, равно 1,618 (tu/vx) (рис. 6);

рис 6.png

е) расстояние, соединяющее угол рта и точку на 1 см выше угла нижнечелюстной кости (angulis mandibularis) и линию от крыльев носа до козелка уха, равно 1,618 (ji/ml) (рис. 7).

Дополнительные параметры лица по пропорции F:

a) расстояние между внутренними углами глаз равно длине глаза и ширине крыльев носа (bc = ab = = cd = ef) (рис. 6);

b) длина глаза равна расстоянию от каймы нижней губы до угла подбородка (gr = gr) (рис. 7);

c) латеральный край треугольника, образованного прямыми от крыльев носа и края глаза и линией брови, обозначает латеральный край брови (рис. 7).

рис 7.png

Сагиттальная плоскость E-line

Коррекция Pars sagittalis имеет большое значение для достижения гармонии пропорций. Hачинать надо именно с сагиттальной проекции. Предлагаем эту зону условно делить на четыре сегмента — angulus nasalis, angulus mandibularis, angulus mentalis, pars zigomaticus. Схематично зоны работы изображены на рис. 8.

рис 8.png

Более подробная информация дана в методических рекомендациях. Надо иметь в виду, что восприятие красоты является субъективным и напрямую связано с эпохами, этносом, культурными и религиозными устоями общества, тенденциями и модой. Поэтому многие лица, не имеющие совпадения с пропорциями Golden mask, могут выглядеть очень красиво в своём первозданном виде. Примером могут служить «углы Джоли», выходящие за сетку золотого сечения достаточно сильно, но в контексте нашего времени выглядящие привлекательно. То же касается и формы губ.

ТЕОРИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ СВЕТА В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Данная теория ставит своей целью не следование канонам определённой эпохи и создание однотипных лиц, а максимальное приближение человека к алгоритму Вселенной, или золотой пропорции, а значит, лучшему пониманию своих истинных желаний. Суть этой теории можно выразить одной фразой: «Красота как единство со Вселенной». Она совмещает в себе несколько платформ с алгоритмом последовательности изнутри вовне (рис. 9):

рис9.png

a) анализ проявления семи основных эмоций, микроэмоций и слабых выражений на лице пациента. Тест и диагностика мимической экспрессии, определение превалирующей негативной эмоции или состояния (если таковые есть);

b) сбор анамнеза пациента и диагностика симметрии лица;

c) Facial Emotional Botoxfiller method. Применение методов эстетической медицины — ботулинотерапии и контурной пластики препаратами на основе стабилизированной гиалуроновой кислоты;

d) использование принципов золотого сечения и маски Марквардта в двух проекциях;

e) приведение основных эмоций к «усреднённым» с помощью эстетической медицины.

  • Платформа a) + b) + с) даёт выраженный эстетический результат, корректирует негативные эмоции пациента, выводя их на среднюю интенсивность, уменьшая аффектные. Тем самым, по принципу обратной связи, делая пациента гармоничнее.

  • Платформа a) + b) + c) + d) создаёт максимально красивое лицо с использованием возможностей эстетической медицины.

  • Платформа a) + b) + c) + d) + e) предполагает создать совершенное лицо и достичь баланса эмоций пациента. Стремление воссоздания состояний умеренности, благодарности, благоговения, умиротворения, раскрепощения, интереса, достоинства, выдержанности и других чувств высшего порядка пока является визией, то есть глобальным видением этого проекта. Для её осуществления потребуется помощь нейрофизиологов, психологов и множества других специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применяя инструменты эмоциональной компетенции и эстетической медицины, основанные на пропорции F, можно изменить как визуальное, так и эмоциональное состояние пациента в сторону баланса эмоций и совершенства форм. Теория возвращения света в эстетической медицине — это только начало пути. Мир сильно меняется. Эпидемия COVID-19 дала нам паузу, чтобы мы могли остановиться и подумать о себе, о чистоте и экологичности нашей жизни. Это время для того, чтобы стать добрее и спокойнее. Применяя эту теорию, можно посмотреть шире на возможности эстетической медицины как инструмента развития сознания и нравственных качеств, которые есть у всех нас.

рис_9.png

Источники:

  1. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2019.
  2. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.: Питер, 2010.
  3. Zuckerman M., DePaulo B. M., Rosenthal R. Verbal and nonverbal communication of deception // Advances in exsperimental social psychology. 1981. Vol. 14. Рp. 1–57.
  4. Волков В. В. Феномен лицевой экспрессии в психологии // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 388. С. 211–218.
  5. Лемешевская З. П., Михальчик С. В., Водоевич В. П. Диагностика психического состояния человека по мимике лица // Журнал Гродненского гос. мед. ун-та. 2010. № 1. С. 62–67.
  6. Лёвкин В. Е. Психические состояния: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2018.
  7. Чайковская Е. А., Орлова О. Р. Эстетическая коррекция лица: последствия и возможности, о которых мы не подозреваем // Инъекционные методы в косметологии. 2010. № 3. С. 40–48.
  8. Чайковская Е. А. Ботулинический токсин и теория обратной мимической связи // Инъекционные методы в косметологии. 2010. № 1. С. 10–16.
  9. Finzi E., Waserman E. Treatment of depression with botulinum toxin A; a case series // Dermatol Surgery journal. 2006. 32(5); 645-650.
  10. Han C., Park G. Y., Wang S. M., Lee S. Y. et al. Can botulinum toxin improve mood in depressed patients? // Expert Rev Neurother. 2012. 12 (9): 1049–105.
  11. Wollmer M. A., de Boer C., Kalak N. et al. Facing depression with botulinum toxin: a randomized controlled trial // J Psychiatr Res. 2012. 46 (5): 574–581.
  12. Шарова А. А., Саромыцкая А. Н. Парадоксы эстетической ботулинотерапии // Иньекционные методы в косметологии. 2013. № 2.
  13. Stafiei K., Sedighi B., Shurafat A. Facial Emotion Recognition after cosmetic botulinum toxin injection // Romanian Journal of Neurology. 2018. Vol. 3. Pp. 133–138.
  14. Его Святейшество Далай-лама XIV, Туту Д., Абрамс Д. Книга радости. Как быть счастливым в меняющемся мире. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

Статья из журнала: Les Nouvelles Esthétiques №1 (28) / 2023