Татуировки, обратная сторона медали

Оглянитесь по сторонам: врачи, консультанты, домохозяйки, спортсмены, официанты, стилисты, деятели искусства, люди бизнеса и даже политики — все «носят» татуировки! Ежедневно общаясь с людьми разных специальностей и социального положения, вы замечаете тату. Большие, маленькие, цветные, чёрно-белые, нарочито заметные или слегка проглядывающие и спрятанные под одеждой.

Татуировки повсюду. Что это — дань моде или массовое помешательство? Как в стране с резко отрицательным отношением к этому явлению произошла такая резкая его популяризация? И что делать с обратной стороной этой медали популярности и доступности в виде некачественных и необдуманных тату?

АЛЁНА СААКЯН, врач-косметолог, Россия

На заре истории все народы мира практиковали ритуальные татуировки, а позже меняли своё отношение от священного благоговения до полного запрета, от спокойного отношения и безразличия до безумной популярности. На Руси с принятием христианства на татуировки было установлено жёсткое табу, и дальнейший путь развития нашей страны не давал татуировкам ни единого шанса. Они стали прочно ассоциироваться с преступниками и каторжниками. Позже появились морские и военные тату, но и они вызывали осуждение.

Искусство татуировки в России стало возрождаться не так давно, всего каких-то 20 – 25 лет назад, и не без влияния Запада. Значимым событием стала первая тату-конвенция байк-клуба «Ночные волки» в 1995 году. Лидер этого байк-сообщества — Хирург, провёл юные годы в США и по возращению на родину активно начал внедрять мото-культуру, которая рука об руку идёт с татуировками.

С появлением музыкального канала MTV перед нами предстали тотально татуированные исполнители музыки в стилях R&B и рэп. Конечно же, это не ускользнуло от внимания поколения фанатов.

Спрос появился, но профессионализм и оснащение за ним не поспевали, и вот первая партия партаков (некачественных татуировок) готова!

Доступность тату создаёт благоприятные условия для появления чудовищного количества некачественных работ, а также необдуманных (например, сделанных в слишком раннем возрасте) или выполненных под действием сиюминутного порыва (например, в состоянии опьянения или сильнейшего стресса).

Таким образом, как это ни парадоксально, именно популярность тату создала спрос на их удаление.

Задача для врача

Я — врач-косметолог, и ещё несколько лет назад не предполагала, что в условиях клиники эстетической медицины буду так плотно заниматься удалением татуировок. Начало было положено с появлением в Москве лазера последнего поколения, способного удалять весь цветовой диапазон пигментов гарантированно без рубцевания.

Наша команда озадачилась вопросом безопасности, так как мы убедились, что «культура» удаления татуировок находится на очень низком уровне. И приходя на процедуру, человек не получает никакой гарантии, что удаление пройдет без нежелательных последствий в виде рубцов. Более того, мы стали пропагандировать необходимость профессиональной подготовки специалистов, так как эта процедура нередко сопряжена с реабилитационным периодом, и важно, чтобы помощь и информационная поддержка были на высоте.

РИС. 1 Удаление перманентного макияжа.

Удаление — это не механическая работа, а интеллектуальный процесс. Мы используем индивидуальный подход к каждой конкретной работе, сочетаем методики пикосекундного, неодимового и кислотного удаления для достижения максимального результата при минимальных рисках (рис. 1). К нам часто обращаются пациенты с рубцовыми деформациями из-за некачественного удаления и неправильного ведения реабилитационного периода. В этом случае мы проводим аппаратную и инъекционную терапию рубца и удаляем остатки пигмента из-под него (рис. 2, рис. 3).

РИС. 2 Результаты удаления татуировки с рубцовой деформацией (проведено 5 процедур).

Большего всего я люблю работатьс перманентным макияжем (рис. 4). Это ювелирная работа, требующая очень нежного подхода и понимания. Пациентки, ведущие «неравный бой» с татуажем на протяжении месяцев и даже лет, совершенно измотаны. Они одновременно надеются на результат, но не верят в чудесное избавление.

Нужно ли говорить, что, получая такие результаты после 1 – 2 процедур (рис. 3, рис. 4), мои пациентки абсолютно счастливы!

РИС. 3 Удаление перманентного макияжа бровей.

РИС. 4 Удаление перманентного макияжа век.

Нюансы работы

За годы практики удаления татуировок и перманентного макияжа я осознала, что внимание к смыслу тату, причинам по которым оно было набито, а теперь удаляется, поможет доктору понять психологический тип пациента и грамотно выстроить консультацию и дальнейшее взаимодействие.

И даже если к вам пришли не на удаление татуировки, а на любую другую процедуру, внимание к таким деталям позволит спрогнозировать возможные реакции пациента.

Восприятие и статистика

Прежде чем перейти к психиатрическому анализу, обратимся к статистике — это поможет нам понять общую тенденцию и настроение населения.

За последние 25 лет количество людей, неудовлетворённых своей внешностью, выросло с 25% до 50% среди женщин и с 15% до 43% среди мужчин. Люди перестали воспринимать свою внешность и своё тело как данность. Теперь, в эпоху медицинского прогресса и расцвета индустрии красоты, мы располагаем всеми возможностями, чтобы перекраивать себя в соответствии с собственными представлениями о красоте.

Современная тенденция стремления к физическому совершенству влияет на самооценку, приводя к эмоциональным нарушениям и бодимодификации*.

По данным соцсети «ВКонтакте», в 2018 г. среди 97 млн. пользователей более 10 млн. личных страниц отмечены тегами «Бодимодификация», что составляет огромное количество заинтересованных этим направлением среди 30 млн. молодых людей, проживающих на территории России. Бодимодификация — современный культурный тренд активного изменения своей внешности и создания для человека его истории, с возможностью конструировать индивидуальность. Таким образом, татуировка — это один из способов бодимодификации.

*Бодимодификация или модификация тела — это биологическое и физическое изменение человеческого тела, нарушающее сложившуюся структуру тела, путём хирургической, генетической, пластической, биологической коррекции.

С точки зрения медицины

Бодимодификация в психиатрии рассматривается как самоповреждающее поведение. В МКБ-10 и DSM – V (номенклатура психических расстройств) самоповреждения присутствуют в качестве сопутствующего симптома:

  • при депрессивных расстройствах (F32);
  • при пограничном расстройстве личности (F60.31).

Самоповреждающее поведение подразделяют на:

  1. Социально приемлемое — пирсинг ушей, небольшие татуировки.
  2. Приемлемое в субкультурах — шрамирование частей тела, татуировки больших размеров, вживление имплантов, сплит языка и др.
  3. Социально неприемлемое — ампутация частей тела, самокастрация и др.

Тяга к самоповреждающему поведению может быть следствием наличия травмирующего опыта: насилие в детстве, ранняя потеря родителей, издевательства сверстников и др. С одной стороны, это «анестезия» — попытка заменить эмоциональные переживания физическими ощущениями, потребность остановить волнение, эмоциональную боль, страхи. С другой стороны, «допинг» — потребность почувствовать, ощутить что-то на фоне пустоты и ангедонии, почувствовать себя живым.

Почему татуировки удаляют?

Привожу мой личный топ татуировок на удаление и причин, по которым пациент на это решился.

Татуировка может отображать страхи, потребности и жизненную позицию пациента. Иногда она делаются как протест, как попытка достучаться до сознания окружающих. Чаще всего подобные тату делают в подростковом возрасте. Удаляют их редко и в основном под давлением близких (рис. 5).

РИС. 5 Пациент перед удалением татуировки.

РИС. 6 Татуировки с самоиронией из сети.

Нередко тату может выражать самоиронию, говорить о пережитом и показывать внутренние переживания. Такие рисунки удаляют по мере потери актуальности и ослабления эмоциональной связи (рис. 6, рис. 7).

Определённые татуировки свидетельствуют о проблемах с самооценкой и самоопределением, а также говорят об агрессивном протесте против общепринятых норм и мнения окружающих. Их редко удаляют добровольно, в основном под давлением близких, чаще всего родителей (рис. 8).

РИС. 7 Татуировки с самоиронией из сети.

РИС. 8 Татуировки перед удалением.

Татуировки могут помочь пережить личные трагедии и смириться с пережитым. Могут помочь принять и полюбить себя другого. И удалять такое тату придут, скорее всего, для перекрытия новым (рис. 9, рис. 10).

Современное веяние — позитивное отношение ко всем своим «трещинкам». Рубец не скрывается тату, а является её центром, говоря о принятии (рис. 11, рис. 12).

РИС. 9, 10Татуировки, маскирующие рубцы.

РИС. 11, 12 Примеры современных татуиро‑ вок, не скрывающих шрамы.

Заключение

В современном мире тату-индустрия превращается в истинное искусство, где мастера создают невероятные шедевры! Это направление будет набирать популярность и становиться более технологичным, о чём говорят проводимые исследования для создания татуровок, определяющих биохимические параметры организма (рис. 13).

РИС. 13Татуровка, определяющая биохимические параметры организма.

Я считаю, должна вестись просветительная работа с молодёжью, где не будет попытки навязать негативное видение тату, но будут объяснять необходимость зрелого и обдуманного решения. Просветительская работа должна вестись и с позиции принятия. Осуждение и проявление враждебности в принципе, а тем более со стороны врачей, неприемлемо!

Удаление татуировок и перманентного макияжа, как раздел медицины, — очень молодое направление. Нередко мы сталкиваемся со снисходительным отношением и даже некоторой иронией. Но давайте вспомним, что ещё совсем недавно вся косметология вызывала пренебрежительную улыбку у наших коллег медиков, занятых спасением жизней и лечением серьёзных заболеваний. И даже сейчас часть из них считает нас «не совсем врачами». Очевидно, это происходит в связи с их нежеланием вникнуть в нашу работу и понять, что косметология намного глубже и фундаментальнее, чем «масочки» и «накаченные "Ботоксом" губы». Когда я слышу подобные высказывания от коллег смежных специальностей, меня это крайне огорчает.

То же самое мы хотим донести до вас и в отношении удаления искусственных красителей. Это интеллектуальный процесс, требующий знания анатомии, физиологии, физики и химии, и как мы разобрались, даже психиатрии. И недалёк тот день, когда любая серьёзная клиника включит в перечень своих процедур удаление татуировок и перманентного макияжа!

Статья из журнала: Les Nouvelles Esthétiques №1 (23) / 2020