Необходимость рассмотрения проблем правового регулирования в сфере косметологии продиктована острой актуальностью темы и особым интересом к ней как медицинских работников, так и представителей профессионального и научного сообщества.
Р. Абушов к. ю. н., магистр юриспруденции, юрист 3-го класса, генеральный директор ООО «Многофункциональная научно-инновационная компания экспертов», вице-президент Общественной организации непрерывного медицинского образования, доцент кафедры конституционного и административного права РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва
Сложившаяся сегодня ситуация связана со следующими обстоятельствами:
- официальная статистика констатирует рост числа обращений пациентов по различным основаниям в отношении медицинских работников и организаций в судебные и правоохранительные органы;
- в последние годы появились «пациенты-предприниматели», злоупотребляющие своими правами и откровенно зарабатывающие на профессиональной деятельности медицинских работников, что вызывает понятное опасение;
- наметился курс законодателя на ужесточение административной и уголовной ответственности субъектов медицинской деятельности, связанный с обращением фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, а также оборотом фальсифицированных биологически активных добавок
Рассмотрение медицинской деятельности в целом и по профилю «Косметология» в частности выявило целый ряд проблем.
Проблема I.
Большое количество нормативных правовых актов, применяемых при регулировании медицинской деятельности по профилю «Косметология».
При правовом регулировании медицинской деятельности по профилю «Косметология» одновременно могут применяться положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Закона РФ «О защите прав потребителей», постановления Правительства РФ, в числе которых — «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», приказы Министерства здравоохранения РФ в части порядков (стандартов) оказания медицинской помощи по соответствующему профилю и др. Все это приводит к тому, что субъекты медицинской деятельности, не обладающие необходимым уровнем юридической компетенции для определения модели своего поведения, которая одновременно соответствовала бы нормам гражданской, уголовной и административной ответственности, не способны выбрать надлежащую отрасль законодательства для установления правовых отношений. На практике отчетливо видны погрешности в механизме правового регулирования медицинской деятельности, а также имеет место злоупотребление пациентами своими правами, что приводит к конфликту интересов медицинской организации и медицинских работников. Особенно ярко он проявляется в тех случаях, когда медицинская помощь оказывается на возмездной основе.
Проблема II.
Наличие большого количества профилей медицинской деятельности, смежных с косметологией.
Законодателем не в полном объеме учитываются количество профилей медицинской деятельности (терапия, хирургия, физиотерапия, косметология и др.) и видов медицинских услуг, смежных с косметологией. Это приводит к отсутствию или частичному закреплению правил и стандартов оказания некоторых видов медицинской помощи и услуг. Подтверждением этому является сфера эстетической медицины, в рамках которой относительно молодой признана косметология, продолжительное время считавшаяся околомедицинской деятельностью, то есть смежной с медициной (как и лечебная физкультура).
В 2009 году Министерство здравоохранения и социального развития РФ (сегодня — Министерство здравоохранения РФ) утвердило в качестве специалиста врача-косметолога и установило для него квалификационные требования. И только в 2012 году косметология была официально признана профилем медицинской деятельности, включенным в виды работ (услуг), подлежащих лицензированию. Одновременно Министерство здравоохранения и социального развития РФ утвердило Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология».
До настоящего времени специальных актов для применения в целях правового регулирования в сфере косметологии не принято. По этой причине специалисты эстетической медицины применяют общие для медицинской деятельности правила, а это подтверждает, что сегодня в развитии и становлении косметологии имеются серьезные недостатки. При этом стихийный рост рынка косметологических услуг при отсутствии должного нормативно-правового регулирования не позволяет совершенствовать организационные принципы оказания помощи и не обеспечивает необходимого качества услуг по профилю «Косметология»
Проблема III.
Низкий уровень соблюдения медицинскими работниками и организациями обязательных норм в сфере косметологии.
В рамках данной проблемы приведем примеры нарушений.
Во-первых, несоблюдение норм уголовного законодательства.
31 декабря 2014 года была введена уголовная ответственность за совершение деяний, связанных с обращением фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборотом фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 238.1 УК РФ). За прошедший год статистика по делам данной категории ничтожна мала, что, однако, не говорит об отсутствии реальных фактов таких деяний с учетом высокой латентности таких преступлений. В частности, в октябре 2015 года сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по одному из субъектов РФ выявили факт реализации работниками коммерческой фирмы медицинских препаратов, не зарегистрированных в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, на сумму, превышающую 100 000 рублей. В результате предварительной проверки в декабре 2015 года было возбуждено уголовное дело по ст. 238.1 УК РФ.
Во-вторых, игнорирование медицинскими работниками специально установленных для них Министерством здравоохранения РФ Порядков оказания медицинской помощи по соответствующему профилю.
Анализируя ранее упоминавшийся Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология», отметим, что подобные нормативные правовые акты регулируют вопросы оказания медицинской помощи населению Российской Федерации по конкретному профилю, а данный — по профилю «Косметология», в организациях государственной и иных форм собственности. Аналогичные акты, как правило, устанавливают комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий. В эстетической медицине, например, указанный комплекс мер направлен на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).
В-третьих, нарушение положений действующего законодательства, устанавливающего в качестве обязательного требования о заключении с пациентом договора об оказании платных медицинских услуг.
Положения ст. 84 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» устанавливают право граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи. При этом платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Отказываясь от заключения рассматриваемого договора, медицинские работники и организации допускают нарушения норм ряда законодательных и подзаконных актов.
В-четвертых, отсутствие информированного добровольного согласия пациента на соответствующий вид медицинского вмешательства.
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в статье 20 устанавливает, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Министерством здравоохранения РФ от 5 июля 2013 года был утвержден Приказ «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства».
Анализ названного Приказа и имеющаяся практика в данной сфере подтверждают, что медицинским работникам в обязательном порядке в информированном добровольном согласии пациента следует указывать: вид медицинского вмешательства, включенный в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации;
- наименование медицинской организации и сведения о медицинском работнике;
- информацию о применяемых медицинских изделиях и лекарствах;
- сведения о разъяснении пациенту цели, метода оказания помощи, риска, последствий вмешательства и вероятности осложнений, результата оказания услуги.
Проблема IV
Отсутствие системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников.
Обращение к вопросу страхования профессиональной ответственности медицинских работников связано с тем, что функционал данной категории лиц должен рассматриваться как деятельность, связанная с источниками повышенной опасности (медицинские инструменты, оборудование, технологии, токсины, кислоты и др.).
Как правило, страхование имеет место при наступлении страхового случая. В медицинской сфере данный случай связывают с совершением врачебной ошибки, понятие которой в действующем отечественном законодательстве отсутствует. Ввиду отсутствия в Российской Федерации законодательного акта, регламентирующего обязательное страхование профессиональной ответственности медицинских работников, представим доводы pro и contra необходимости применения добровольного страхования в данной сфере.
Доводы pro:
- повышение уровня ответственности врача (понимание личного причинения вреда, особенностей организма, условий оказания услуги, качества медицинских изделий и др.);
- уменьшение степени личного участия врача при возмещении вреда и наступлении страхового случая.
Доводы contra:
- невозможно определить все виды страховых случаев;
- страхование морального вреда не осуществляется;
- страхованию подлежит исключительно гражданская ответственность;
- отсутствует механизм реализации добровольного страхования в РФ данного вида ответственности (подобное страхование осуществляют 5% страховщиков).
Таким образом, часть обозначенных выше проблем позволяет говорить о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере правового регулирования медицинской деятельности по профилю «Косметология», а также о важности формирования у медицинских работников юридической компетентности в данной сфере.