На всех уровнях

Существенную роль в патогенезе акне играет дисфункция сально-волосяных фолликулов. В связи с этим при подборе лечения особую ценность представляют компоненты, воздействующие на максимальное количество патогенетических факторов. Представляем вам инновационный компонент, оказывающий всестороннее влияние на процесс себорегуляции.

ЮЛИЯ ЧЕРНОВА
химик-технолог, член Национального общества косметических химиков,Россия

САЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

РИС.1. СХЕМА САЛЬНЫХ ЖЕЛЁЗ.

Сальные железы — структуры, состоящие из одной или нескольких долек и обычно связанные с волосяными фолликулами (рис. 1). Число сальных желёз относительно постоянно на протяжении всей жизни, а размер обычно увеличивается с возрастом человека.

Секрет сальных желёз играет существенную роль в организации поверхностных липидов кожи, синтеза глицерола (необходимого для поддержания нормальной влажности кожи), является барьерным компонентом, а содержащийся в нём иммуноглобулин IgG обладает противомикробной активностью. Но это происходит только в случае, если секрет сальных желёз имеет оптимальный состав и вязкость и вырабатывается в необходимом количестве (рис. 2).

РИС.2. ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ СЕКРЕТА САЛЬНЫХ ЖЕЛЁЗ.

Когда кожное сало вырабатывается в избытке, его состав изменяется — снижается содержание крайне важной линолевой кислоты (способствует обновлению клеток кожи), увеличивается его вязкость (плохо выходит из пор, расширяя их устье), снижается барьерная функция, сало становится более щелочным, создаются благоприятные условия для размножения бактерий.

Заболевание сальных желёз, характеризующееся закупоркой и воспалением волосяных фолликулов, и называется акне, или угревой болезнью.

Большую роль в развитии всех кожных болезней, и акне в том числе играет стресс. При стрессе в крови появляются гормоны, вызывающие активацию (дегрануляцию) тучных клеток, что приводит к усилению воспаления, а также повышается содержание андрогенов, которые стимулируют секрецию кожного сала.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АКНЕ

РИС.3. СХЕМА ЗАКУПОРКИ САЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Вследствие того, что акне характеризуется закупоркой сальных желёз, с 1996 по 1999 год для решения этой проблемы широко использовались α- и β-гидроксикислоты. Кислоты действуют за счёт снижения когезии корнеоцитов в верхнем волосяном фолликуле, что способствует десквамации и сальному потоку и замедляет регенерирующее образование пробки. Однако этот подход был неудовлетворительным. Сейчас последовательность событий, приводящих к поражению акне, описывают следующим образом

1. Закупоривание сальных желёз

РИС.4. ПОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ВОСПАЛЕНИЕ.

В подростковом возрасте начинается перепроизводство гормонов, что непосредственно стимулирует развитие сальных желёз. Последние контролируются мужскими гормонами, особенно тестостероном. Однако, как правило, он не активен до тех пор, пока он не превратится ферментативно в дигидротестостерон.

Фермент, ответственный за такое превращение, 5α-редуктаза I типа — сильно выражена в коже.

Кроме того, стероидные гормоны являются факторами роста клеток. Устье сального канала и волосяного фолликула подвержено избытку кожного сала и локальному утолщению стенки, препятствующему устранению клеточного мусора (возникает гиперкератоз): триглицериды, воски и обломки накапливаются и образуются микрокомедоны (рис. 3).

Таким образом, себорея и пролиферация кератиноцитов локально создают первое событие в акне-каскаде. Чтобы предотвратить прыщи, необходимо абсолютно исключить пробки.

РИС.5. СИЛЬНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ.

2. Бактериальная пролиферация и возникновение воспаления

Благоприятная среда, созданная микрокомедонами, позволяет пролиферировать бактерии, особенно пропионбактерии Propionibacterium acnes, присутствующие в 75% комедонов.

Эти грамположительные и анаэробные бактерии представляют собой стержни, которые могут быть или не быть разветвлёнными, и являются чувствительными к нагреванию. Они расщепляют триглицериды кожного сала до свободных жирных кислот — питательных веществ, что способствует их размножению. Для борьбы с бактериями наш организм начинает вырабатывать лейкоциты, которые их поглощают и переваривают — так возникает воспаление (рис. 4). Также бактерии ферментируют глюкозу и производят липазы, чтобы сделать стенки фолликула хрупкими, что в конечном итоге приводит к их разрыву.

Разрыв стенок фолликула, спровоцированный хрупким бактериальными ферментами, приводит к оттоку белков, фрагментов стенок и бактерий, что способствует усилению воспаления (рис. 5).

ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

РИС.6. ОЛЕАНОЛОВАЯ КИСЛОТА.

Понимание трёх ключевых причин акне: гиперсебореи, гиперкератизации и пролиферации бактерий позволяет использовать многочисленные подходы к лечению этого заболевания. Французская компания SEDERMA изобрела инновационный компонент для жирной и склонной к акне кожи — ac.net™. Ac.net™ представляет собой смесь 3 активных ингредиентов: олеоноловая кислота, нордигидрогваяретовая кислота и осмотический гель.

1. Ингибирование образования дигидротестостерона

Тестостерон 5α-редуктаза Дигидротестостерон Потенциальные кандидаты на ингибирование 5α-редуктазы I типа попадают в ряд основных классов:

  • структурные аналоги стероидов, которые конкурируют за тестостерон
  • полуструктуры модифицированных стероидов, аналоги производных бензойной кислоты или индолизина, или имидазола
  • некоторые длинноцепочечные конъюгированные жирные кислоты типа линолевой кислоты.

РИС.7. ИНГИБИРОВАНИЕ ОЛЕОНОЛОВОЙ КИСЛОТЫ

Обширный скрининг активных веществ, выделенных из растений, показал, что олеоноловая кислота (тритерпеновый сапонин, экстрагированный из корней растения Loveyly Hemsleya) (рис. 6) особенно эффективна для ингибирования 5α-редуктазы I типа (рис. 7).

2. Предотвращение гиперкератинизации

РИС.8. НОРДИГИДРОГВАЯРЕТОВАЯ КИСЛОТА.

Ингибитор пролиферации клеток, способный воздействовать на инфундибулярные кератиноциты, был критерием включения второго соединения в комплекс для лечения кожи с тенденцией к акне. Нордигидрогваяретовая кислота (НДГК) представляет собой очищенный лигнан (фенольное соединение растительного происхождения) (рис. 8).

РИС.9. ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ.

НДГК обладает свойством индуцировать переходную дезорганизацию в транспортной системе аппарата Гольджи для вновь синтезированных белков. Это действие было связано со снижением уровня внутриклеточного АТФ (на 40%). Эффект обратим, но временно мешает клеточному метаболизму, тем самым продлевая митотический цикл

Лигнан обладает ещё одним ценным свойством — противовоспалительной активностью (рис. 9). Противовоспалительная активность НДГК (экв. 3% ac.net™) сравнима с противовоспалительным эффектом ацетилсалициловой кислоты

Таким образом, активное вещество представляет значительный интерес на двух уровнях: оно является как антипролиферативным, так и противовоспалительным и, соответственно, может воздействовать на два компонента акне.

3. Ингибирование бактериальной пролиферации

Третий активный компонент в составе комплекса ac.net™ — полупрозрачный полиол, который обладает замечательными антибактериальными свойствами — OSMOCIDE™.

Его действие связано с локальным восстановлением Aw (количество свободной воды) через осмотический эффект. Вода поглощается, а затем задерживается в сетке геля, образуя защитную увлажняющую плёнку на поверхности кожи, лишая микроорганизмы минимального количества свободной воды, необходимой для роста.

Лабораторные исследования показали хорошие результаты по инактивации бактерий и грибов (рис. 10, 11).

РИС.10. ИНАКТИВАЦИЯ БАКТЕРИЙ И ГРИБОВ. КОНТРОЛЬНАЯ СРЕДА БЕЗ AC.NET™.

РИС.11. ИНАКТИВАЦИЯ БАКТЕРИЙ И ГРИБОВ. КОНТРОЛЬНАЯ СРЕДА С AC.NET™.

Ac.net™ проявляет выраженную бактериостатическую активность по пяти штаммам кожных микроорганизмов и, в частности, по отношению к Propionibacterium acnes, основному микроорганизму, участвующему в развитии акне, и Pityrosporum ovale, обостряющему агенту (рис. 12, 13).

РИС.12. ТЕСТ НА PITYROSPORUM OVALE. КОНТРОЛЬНАЯ СРЕДА БЕЗ AC.NET™.

РИС.13. ТЕСТ НА PITYROSPORUM OVALE. КОНТРОЛЬНАЯ СРЕДА С AC.NET™.

КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ AC.NET™

РИС.14. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ САЛОВЫДЕЛЕНИЯ.

Исследования эффективности in vivo сопровождались тремя различными клиническими испытаниями добровольцев.

1. Контроль саловыделения

РИС.15. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КРЕМА С 3% AC.NET™.

9 волонтёров с жирной или комбинированной кожей дважды в день применяли лёгкий крем, содержащий 3% ac.net™, в течение 6 недель. Сбор себума с области лба производили при помощи прибора Sebutape® в течение 30 минут в день 0 и день 42 (рис. 14).

2. Влияние на застойные и воспалительные элементы

РИС.16. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОЛОНИЙ P. ACNES (ОРАНЖЕВЫЕ ПЯТНА).

20 волонтёров с жирной или комбинированной кожей со склонностью к акне дважды в день применяли крем, содержащий 3% ac.net™, в течение 8 недель (рис. 15).

3. Влияние на активность Propionibacterium acnes

12 волонтёров с комедонами дважды в день применяли гель, содержащий 3% ac.net™, в течение 4 недель. Была проведена полуколичественная оценка количества колоний Propionibacterium acnes методом визуализации в направленном УФ-свете (рис. 16).

ВЫВОД

Жирная кожа с тенденцией к акне доставляет беспокойство подросткам и даже взрослым людям. Высыпания на коже — неприятная проблема, и спрос на продукты для её решения проблемы велик.

SEDERMA ориентировала свои исследования на комплекс инновационных активных веществ для борьбы с возникновением акне на всех уровнях:

  1. Выравнивание рельефа сальных желёз путём ингибирования 5α-редуктазы: олеоноловая кислота, экстрагированная из корней Loveyly Hemsleya, является ингибитором изоформы I фермента, присутствующего в сальных железах.
  2. Кераторегуляция для ограничения гиперкератинизации, ответственной за образование микрокомедов: лигнан НДГК замедляет синтез белка и продлевает время, необходимое для деления кератиноцитов, а также обладает противовоспалительным эффектом для борьбы с раздражением, вызванным накоплением клеток и бактериального мусора.
  3. Ингибирующее действие на распространение бактериальных штаммов , таких как Propionibacterium acnes: осмотический гель модифицирует свободную воду (Аw) кожи, что препятствует росту микроорганизмов.

Благодаря инновационному и полифункциональному составу 3% ac.net™ эффективно работает для кожи с тенденцией к акне.

Статья из журнала: Les Nouvelles Esthétiques №4 (12) / 2017