Мифы и правда о секреции сальных и потовых желёз

Кожное сало и пот — результат работы наших желёз внешней секреции. Эти слова вызывают не самые приятные ассоциации у ваших клиентов. Есть множество косметических средств, которые созданы для борьбы с этими «животными» выделениями тела, их задача — замаскировать, а лучше — вовсе не допустить их появления. А ведь сальные и потовые железы стараются на благо нашего организма и, прежде всего, кожи. Дабы развеять расхожие заблуждения на этот счёт, ответим на 10 самых распространённых вопросов.


Адриен Герен (Adrien Guerin), преподаватель, методист-референт компании Ecolems, Франция




1. Кожное сало служит для того, чтобы сделать кожу жирной?

Нет: роль его не в том, чтобы придать коже жирный блеск, в этом нет никакой практической пользы. Кожное сало, которое состоит на 96% из липидов (холестерин, глицерин, жирные кислоты), создаёт гидрофобную плёнку на поверхности кожи. Эта плёнка играет очень важную роль, препятствуя испарению воды и, таким образом, обезвоживанию кожи.
Кожное сало также выполняет много других функций: смазывает волосы, придавая роговому слою эластичность, участвует в окислении кожи (pH кожного покрова в среднем составляет 5,5), защищает организм при помощи бактерицидных компонентов.

2. Сухой коже не хватает кожного сала?

Нет: существуют разные причины сухости кожи. Некоторые могут быть связаны с нехваткой кожного сала (это сухая гиполипидная кожа) или даже с его отсутствием (тогда это сухая алипидная кожа). Недостаток липидного барьера способствует испарению воды.
Однако сухой кожа может быть также по причине нехватки увлажнения (в этом случае мы говорим о сухой, обезвоженной коже). Количество кожного сала может быть достаточным, но самому телу, а значит, и коже может не хватать воды.
Проблемы с кератогенезом (процесс производства кератина в эпидермальных клетках) также может стать причиной обезвоживания кожи.

3. Влияет ли питание на секрецию кожного сала?

Нет: это широко культивируемая ошибка. Наше питание никак не влияет на выделение кожного жира. Продукты, употреблённые в пищу, после переваривания снабжают организм питательными веществами, которые разносятся по крови. А состав крови никак не влияет на производство кожного сала. Между тем, питание может оказывать влияние на потоотделение, правда довольно ограниченное. Замечено, например, что употребление чеснока, лука или пряностей меняет запах пота.

4. Жирная и угреватая кожа — это одно и то же?

Нет: Жирная кожа — это всего лишь кожа с избыточной выработкой кожного сала (себорея), но у неё может не быть признаков акне (папул, угрей, пустул). Для появления акне нужно, чтобы помимо себореи была ещё и гиперкератинизация (чрезмерное производство кератина). Проблемы появляются, когда фолликулярные каналы блокируются, создавая препятствие выделению кожного сала.
Жирная и угреватая кожа — два разных типа кожи, и причины их формирования тоже разные.


Железы внешней секреции характеризуются тем, что их секрет через протоки выходит на поверхность тела. За сутки сальные железы человека выделяют около 20 г кожного сала. В коже ладоней и подошв сальных желёз, в отличие от потовых, нет. Больше всего их (как правило) на лице.
Кожное сало усиливает барьерные и антимикробные свойства кожи, смягчает кожу, придаёт ей эластичность. Чрезмерное выделение кожного сала может наблюдаться при следующих заболеваниях и нарушениях:
  • Диабет
  • Пониженное питание (кахексия, астенический тип телосложения)
  • Ожирение
  • Гормональный дисбаланс
  • Гипертрихоз (повышенная волосатость)
  • Заболевания печени (гепатит, жировая дистрофия печени)

5. Выделение кожного сала изменяется с возрастом?

Да: Выделение кожного сала всегда под контролем мужских гормонов, находящихся в крови (в частности тестостерона). Таким образом, чем больше андрогенов, тем жирнее кожа. Например, в детстве количество гормонов небольшое, поэтому производство кожного сала снижено: дети часто страдают от сухости кожи. Во время пубертатного периода количество половых гормонов зашкаливает, и сальные железы начинают работать сверх нормы — производство кожного сала резко увеличивается. Соответственно, каждый раз, когда количество половых гормонов уменьшается или возрастает, меняется и количество выделяемого кожного сала. Это происходит во время менструации, беременности, периода восстановления менструальной функции, менопаузы.

6. Способствует ли потоотделение потере веса?

И да, и нет: всё зависит от того, что мы понимаем под понятием «вес». Потоотделение, безусловно, способствует потере части массы тела из-за уменьшения содержания воды в организме, потому что пот на 99% состоит из воды. Но если речь идёт о жире, то нет, потоотделение не сопровождается истинным похудением, то есть расходом липидов. Напрягая мышцы, мы начинаем активно потеть. Происходит это, потому что под влиянием тренировки существенно возрастает внутримышечная утилизация триглицеридов, при этом поднимается температура тела — чтобы его компенсировать, мы начинаем потеть. На выделение одного литра пота затрачивается 2436 кДж, в результате чего организм охлаждается. В среднем, при комнатной температуре человек выделяет 400—600 мл пота в сутки. В жаркую погоду, а также вследствие тяжёлого физического труда может выделиться до 1,2 л пота в сутки.

7. Выводятся ли токсины во время потоотделения?

И да, и нет: пот содержит некоторое количество шлаков (токсинов), попавших в него из крови, но совсем небольшое. Это не главная роль пота. Его основная задача — регулировать температуру тела.
Чтобы вывести отходы (мочевину, аммиак, молочную кислоту), у нашего организма есть специальный орган — почки. Поэтому, для выведения токсинов лучше побольше пить и опорожнять мочевой пузырь, чем потеть (для этого необходимо пить достаточное количество воды на протяжении всего дня).


Повышенное потоотделение (гипергидроз) может стать большой проблемой. Человек пребывает в постоянном напряжении: мысль, что это может случиться в самый неподходящий момент и доставит неудобства окружающим, в свою очередь, ещё больше провоцирует потоотделение. Гипергидроз может быть общим, когда обильное потоотделение происходит практически на всей поверхности тела, и местным, проявляясь обильной потливостью ладоней, ступней, подмышек, лба и других участков тела. Генерализованный гипергидроз без видимых причин требует незамедлительной консультации врача, так как может являться симптомом серьёзного заболевания.


8. Пот — причина неприятного запаха тела?

И да, и нет: неприятный запах тела связан с потоотделением, но косвенно. Пот сам по себе не имеет какого-то особенного запаха, так как он лишь на 2% состоит из солей, аминокислот, жирных кислот, гормонов и холестерина, а всё остальное — вода. Эти вещества не летучи и практически не улавливаются человеческим носом. Но на нашей коже живут бактерии, которые питаются выделениями потовых желёз. Отходы их жизнедеятельности состоят из легко испаряющихся жирных кислот (каприловой, каприновой, валерьяновой), которые и дают неприятный запах, приписываемый поту.



9. Усиливает ли стресс потоотделение?

Да: в момент стресса наш организм вырабатывает адреналин, который усиливает потоотделение. Это потоотделение не связано с повышением температуры тела и называется «холодный пот». Максимальная концентрация потовых желез сосредоточена в области ладоней и ступней. В эволюционном развитии эта функция появилась ещё у млекопитающих как ответная реакция на опасность, например, при бегстве. Выделение пота на ладонях и ступнях способствует лучшему сцеплению, предотвращая скольжение во время бега или лазания. Такое потоотделение вызвано, в основном, реакцией на эмоциональные раздражители и практически не зависит от температуры окружающей среды.

10. Усиливает ли наличие волос потоотделение?

Нет: зоны с повышенным волосяным покровом не производят больше пота, чем гладкие зоны. Но волосы задерживают кожный секрет и бактерии, которые способствуют появлению неприятного запаха. Таким образом, зоны с повышенным волосяным покровом будут иметь более выраженный запах. Удаление волос (в области подмышек и интимной зоны) не устранит потоотделение, но значительно снизит появление неприятного запаха.


Статья из журнала: Les Nouvelles Esthétiques №5-6 (13) / 2017