ЛАРИСА БЕРДНИКОВА, врач, владелец консалтинговой компании «АртМедиКонсалт», медицинского центра «ЛараМедКлиник», бизнес-тренер, Россия
Кризис обрушился на нас внезапно. Массовое закрытие клиник и предприятий индустрии красоты, снижение потребительской активности в посткарантинный период — всё это не могло не повлиять на нашу работу и доход клиники. И уже ясно, что этот кризис смогут пережить, к сожалению, не все клиники и центры красоты. Прогнозы не утешают:
- 30 – 50% компаний обанкротятся;
- ожидается падение спроса;
- налоги и сборы вырастут;
- доходы населения снизятся, а следовательно — и их покупательская способность;
- ожидается новая волна вируса, которая повлечёт за собой ещё одну стадию банкротства компаний.
К чему в итоге это приведёт? Поток клиентов сократится, а расходы на оборудование и закупку препаратов продолжат расти. Как же клинике и специалистам пережить кризис и при этом увеличить свой доход? Сегодня я хочу поделиться с вами рекомендациями и обозначить, какие 5 шагов, помогут даже в кризис увеличить выручку клиники минимум на 20%.
ШАГ 1. Внедрите систему отчётности, показателей и статистики для каждого сотрудника
В условиях снижения пациентопотока и покупательской способности населения каждый пациент на вес золота. Поэтому очень важно «подтянуть» все показатели и не допускать потерь.
Почему важно ввести систему показателей и статистики в клинике?
- Это позволит поднять эффективность работы сотрудников. • Это введёт элемент соревновательности и поднимет командный дух, особенно для продуктивных людей.
- Вы, как руководитель, сможете анализировать показатели по каждому сотруднику/отделению, не допускать потерь и объективно оценивать бизнес-процессы в компании.
- Ставить планы и на основе них разрабатывать систему мотивации для персонала станет проще.
Какие ключевые показатели необходимо измерять для клиники?
- Конверсия в запись (в %) — то есть соотношение потенциальных клиентов (откликов) к пациентам, записанным на услуги. Это главный показатель для администраторов.
- Количество пациентов, перезаписанных на повторные визиты после первого посещения.
- Сумма среднего чека.
- Сумма выработки (сумма оказанных услуг) по каждому специалисту.
И самые важные для руководителя показатели:
- оборот — доход;
- прибыль;
- соотношение дохода к количеству пациентов;
- процент маржи (разница между ценой и себестоимостью процедуры).
Начните измерять эти ключевые показатели. Постройте графики, диаграммы. Повесьте их на стену. Анализируйте и ставьте планы. Проводите собрания и планёрки с сотрудниками. Поощряйте лучших. Каждый сотрудник должен давать конкретные результаты, а мотивация сотрудников должна быть построена на результатах их работы.
ШАГ 2. Переведите сотрудников на гибкую систему оплаты труда
Важное правило в мотивации сотрудников — всегда привязывайте сотрудников к тем результатам, которые они получили. Планируйте с ними их результаты. Разбирайте вместе, как можно выполнить план:
- Из каких услуг?
- Сколько необходимо для этого клиентов?
- Что для этого нужно сделать?
- Сколько средств домашнего ухода нужно порекомендовать и продать?
Ко всем показателям привязывайте мотивацию. Она не обязательно должна быть исключительно финансовой. Это, в первую очередь, нематериальные ресурсы: поощрения, благодарность, контроль со стороны руководителя. И, конечно, хорошие финансовые показатели сотрудника должны хорошо вознаграждаться!
ШАГ 3. Обучайте сотрудников продажам
Китайский мыслитель Сюнь-цзы сказал: «В учении нельзя останавливаться». И он прав. Этот совет особенно ценен в условиях кризиса, так как именно в это время падают продажи, частота визитов и средний чек. Ситуацию можно изменить, если ваши сотрудники будут обучены и натренированы технике активных продаж. Причём практические тренировки вам нужно проводить регулярно. Начните с обучения. Это может быть корпоративный или онлайн-тренинг. Создайте свои скрипты (то есть — речевые модули) и стандарты по продажам услуг и средств домашнего ухода. Поставьте в расписание обучение и тренировки, и вы очень быстро увидите результаты.
ШАГ 4. Верните «потерянных» пациентов
80% дохода мы получаем с постоянных клиентов, но очень часто недооцениваем нашу клиентскую базу, не замечаем, как клиенты исчезают, и мы теряем доход. Вы упускаете 30 – 50% выручки, если не работаете полноценно с базой клиентов и не возвращаете «потерянных» клиентов.
Анализируйте, почему люди перестали к вам приходить. Проводите регулярные опросы по сервису. Проводите опросы, что ещё нужно вашим клиентам. Делайте предложения, от которых трудно отказаться. Включите в ваш план работу со «спящими» и потерянными клиентами.
ШАГ 5. Усильте маркетинг и привлекайте больше первичных пациентов
Главные ошибки в кризис — уменьшать рекламу и продвижение и использовать лишь несколько способов привлечения клиентов. Но маркетинг — комплексная работа всех инструментов. Разработайте антикризисный маркетинговый план, тщательно продумайте вашу стратегию продвижения. Не забывайте о современных инструментах продвижения таких, как:
- таргетинг в соцсетях;
- онлайн-запись;
- мессенджеры;
- квизы;
- чат-боты;
- партнёрские программы;
- платное продвижение в соцсетях.
Секрет успеха в управлении (особенно в кризис) — правильно выстроенная стратегия и системный подход! Именно этому я обучаю на своих курсах и тренингах для владельцев и управляющих клиник и предприятий индустрии красоты.