Комплекс процедур, направленных на улучшение качества сексуальной жизни женщин посредством применения технологий и методов, ранее доступных только специалистам эстетической медицины, на сегодняшний день принято объединять под термином эстетическая (в США и Европейских странах — косметическая) гинекология.
ЕВГЕНИЙ ЛЕШУНОВ, врач-пластический хирург, уролог, аспирант кафедры урологии и андрологии РМАНПО, Россия
Эстетическая гинекология — это динамически развивающаяся область, которая расположилась на стыке нескольких специальностей, а именно гинекологии, дерматологии, пластической хирургии, сексологии, урологии, косметологии и эндокринологии.
Эстетическая гинекология как яркий пример междисциплинарного взаимодействия с динамичным ростом интереса среди врачей различных специальностей вот уже несколько лет претендует на признание её самостоятельности и возведения в ранг отдельной специализации. Между тем, только Американская ассоциация косметических хирургов признаёт эстетическую гинекологию как отдельную дисциплину, в то время как все остальные ассоциации и научные сообщества по-прежнему говорят о невозможности её самостоятельного существования ввиду скудности научно-образовательной базы. Как субспециализация, она приобрела немало сторонников среди врачей разных специальностей, хотя появилась относительно недавно — в 2001 году в США и лишь в 2010 году в России.
Данное направление включает в себя спектр хирургических (таких как лабиапластика, липофиллинг вульвы, гименопластика и вагинопластика) и нехирургических процедур (лазерное омоложение, введение объёмобразующих препаратов, биоревитализирующие инъекционные методики, пилинги и применение нитей), направленных на улучшение функции, эстетического вида и/или улучшения сексуальной функции.
Так, на сегодняшний день, опираясь на мнение, высказанное организационным комитетом IUGA (Международная урогинекологическая ассоциация), эстетическая гинекология в большей мере должна базироваться на урогинекологической практике. В ежедневной практике специалистаурогинеколога или эстетического гинеколога (модно — beauty-гинеколога) работа происходит с пациентами примерно с теми же проблемами, однако, требующими всестороннего подхода.
Как и Международная ассоциация урогинекологов, я считаю, что эстетическая гинекология — это то, что заполнит вакуум между эстетической медициной, гинекологией, урологией, сексологией и эндокринологией, так как только она базируется сразу на трёх принципах: коррекции функциональных расстройств, устранении эстетических недостатков и улучшении качества сексуальной жизни, а вместе с этим и качества жизни в целом.
А что в России?
Реалии эстетической гинекологии в России отличаются от принятого за океаном или в Европе, в основном, за счёт регуляции процесса оказания данного вида помощи. Так, в России для использования всех возможных методов эстетической гинекологии, клиника должна обладать лицензиями на гинекологию, пластическую хирургию, дерматовенерологию и косметологию, физиотерапию, эндокринологию и урологию, и в соответствии с этим, иметь в штате всех этих специалистов. В то время как в США или Европе достаточно иметь статус врача, чтобы выполнять большую часть из этих процедур.
С другой стороны, для использования тех или иных методик, принято руководствоваться мнением регулирующих организаций — FDA, CFDA, ACOG, RCOG и др., такие понятия, как «авторский метод» и «off-label», отсутствуют вовсе. С этой точки зрения в России наблюдается хаос и вседозволенность.
Методы и технологии, которые до недавнего времени были доступны только специалистам, связанным с эстетической медициной, сегодня активно используются в нашей практической деятельности. Так в эстетической гинекологии в разное время появились методы пластической и реконструктивной медицины, инъекционные методы с применением тканевых биостимуляторов и объёмобразующих веществ, аппаратные методики, а также нитевые методы.
Одной из тенденций эстетической гинекологии в России является популяризация междисциплинарного подхода, с целью вовлечь всё больше специалистов в вопросы улучшения качества сексуальной жизни женщин, в то время как в США этот подход считается неверным и предпринимаются попытки выделения отдельной специализации — врача сексуальной медицины, способного заниматься вопросами сексуальных дисфункций без необходимости привлечения смежных специалистов. Эта тенденция поддерживается Международным и Европейским обществами сексуальной медицины.
Несмотря на различия в организационных вопросах, среди специалистов, занимающихся вопросами эстетической гинекологии, достигнут консенсус о том, что базовыми целями клинической практики в данной специальности должны стать клиническая эффективность в отношении функционального и эстетического результата, а также необходимость в достижении и поддержании качества сексуальной жизни. В отношении методов и техник достижения данных результатов в эстетической гинекологии, как и в целом в эстетической медицине, выставлен вектор на минимизацию хирургического воздействия посредством внедрения минимально-инвазивных методик и технологий регенеративной медицины.
Интимное омоложение = эстетика гениталий
Термин «интимное омоложение» не является отражением какой-то конкретной проблемы, связанной с эстетикой и сексуальной функцией области гениталий, каковых в области вульвы и влагалища немало, поэтому его повсеместное использование не является профессиональным для эстетической гинекологии.
Рост популярности эстетической гинекологии привлёк внимание со стороны научного и академического сообщества во всём мире. В 2007 году, ещё на этапе становления данного направления, Американский колледж акушерства и гинекологии (ACOG), организация, регламентирующая политику
в отношении материнства и детства по ту сторону Атлантического океана, опубликовала критический комментарий относительно методов эстетической гинекологии, которые, по мнению данного регулятора, не являются безопасными и эффективными, а также несут риски, связанные с развитием инфекций, диспареунии и рубцевания. С аналогичными комментариями выступили комитеты по этике Королевского колледжа акушерства и гинекологии (RCOG), Королевского австралийского и новозеландского колледжа акушеров и гинекологов (RANZOG) и Общества акушеров и гинекологов Канады, призвав отказаться от деструктивного маркетинга методов и технологий, отождествляемых с эстетической гинекологией.
Возможно, данное мнение связано с проведённым в том же году исследованием среди резидентов-гинекологов, в котором ACOG установил, что более 55% резидентов рассматривают эстетическую гинекологию как возможное направление клинической практики. Тем не менее, во всём академическом сообществе только Американское общество косметических хирургов (ASCS) официально признаёт эстетическую гинекологию отдельным направлением клинической практики. Стоит отметить, что в нашей стране эстетическая гинекология претерпевает не меньшие изменения. Ещё в 2011 году корифеи гинекологического сообщества призывали не поддаваться «новомодным западным трендам» и не обучаться им у специалистов эстетической медицины, в то время как сегодня они организуют сообщества и ассоциации, готовые объединить под знамёнами эстетической гинекологии всех интересующихся.
Стоит также обратить внимание на новости последних лет, которые взбудоражили сообщество специалистов, занятых эстетической гинекологией. Так, 30 июля 2018 года FDA (американский аналог Росздравнадзора) опубликовало предупреждение для специалистов и компаний, вовлечённых в производство, продажу и конечное использование аппаратов для «вагинального омоложения», призвав 7 компаний, среди которых Alma Lasers, BTL Industries, Cynosure (дистрибутирует MonaLisaTouch), InMode, Sciton, Thermi и Venus Concept, предоставить в течение 30 дней отчёт о клинических исследованиях эффективности и безопасности данных технологий, в противном случае, технологии будут недоступны к использованию на территории США. Новость действительно шокирующая, но почему сейчас? Почему именно эти технологии?
Анализируя публикации, доступные в системе Pubmed, мы не сможем найти публикаций, описывающих осложнения после применения вышеупомянутых технологий, за исключением двух статей об осложнениях, полученных при применении CO2-лазера, однако опубликованных не в рецензируемых журналах с низким impact-фактором. Наоборот, последние 4 года мы наблюдаем стремительный рост количества публикаций, которые показывают эффективность применения лазерных и радиоволновых технологий при таких состояниях, как мочеполовой синдром менопаузы, недержание мочи и даже склероатрофический лишай вульвы. Возможно, компании из «большой фармы», вовлечённые в рынок МГТ, могут быть не слишком довольны складывающимися обстоятельствами. Время покажет.
Что нового?
В первую очередь, это развитие возможностей разнонаправленного действия на эстетическую коррекцию деликатной зоны. Для каждой проблемы, с которой мы сталкиваемся, есть несколько методов решения, которые, как правило, отличаются уровнем инвазии, эффективностью, профилем безопасности, реабилитацией, и что немаловажно — ценой. С учётом всех этих факторов, а также пожеланий пациента, специалист подбирает тот или иной метод.
К примеру, при такой проблеме, как гипертрофия (увеличение) малых половых губ, есть несколько возможных стратегий — устранить гипертрофию с помощью хирургической коррекции (лабиопластика) или с помощью восстановления объёма больших половых губ (введение филлеров или липофиллинг), а может и их комбинацией.
Такой подход позволяет врачу использовать принцип персонифицированного подхода и решать проблему конкретного пациента с учётом его индивидуальных особенностей.
Во-вторых, это появление новых процедур и техник коррекции, позволяющих добиться максимально выраженного результата без хирургических вмешательств. Например, нитевые методы пришли в эстетическую гинекологию относительно недавно, однако уже успели найти себе нишу, которая ранее была только для хирургических методов. Ранее для восстановления нормального смыкания половой щели приходилось подвергать пациентку хирургической операции по пластике промежности (перинеопластике), что в последующем ограничивало её возможности в родах естественным путём и обрекало на кесарево сечение. Частыми последствиями таких операций становились рубцы и боль во время полового акта, вплоть до полной невозможности его осуществить. Принцип нитевой коррекции — перемещение и фиксация мягких тканей — как нельзя лучше себя реализовал в той области, которая подвергается травматизации во время родов естественным путём — промежности.
Нитевая перинеопластика с применением нитей «Аптос» выполняется под местной анестезией, в амбулаторных условиях и не создаёт проблем для последующих родов естественным путём. Эффект от данной процедуры с учётом использования биодеградирующего шовного материала будет заметен в течение 18 месяцев, после чего процедуру можно повторить.
В любом случае, для эстетической гинекологии как междисциплинарного направления, будь то пациент с синдромом хронической тазовой боли или аноргазмией, недержанием мочи или рубцами после эпизиотомии, в каждом случае необходим комплексный, разносторонний подход. Так и в отношении методов — монометодики всегда менее эффективны, чем комплексный лечебный план.