Чаще всего пациенты обращаются к специалисту эстетической медицины за решением определённых проблем, но как отличить тех, кто оценивает ситуацию объективно, от людей, страдающих таким психическим расстройством, как дисморфофобия, и почему это важно. Психолог Надежда Терещенко и врач-дерматолог Татьяна Киселёва высказали собственную профессиональную точку зрения.
Телесное дисморфическое растройство (англ. body dysmorphic disorder, BDD) — психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела, было впервые описано более 100 лет назад итальянским психиатром Энрико Морселли. Именно он впервые использовал термин «дисморфофобия» (от др.-греч. δυσ- приставка с отрицательным значением, μορφή — вид, наружность, φόβος — страх).
В психологии отношение человека к своей внешности рассматривается в контексте субъективного образа тела. Образ тела — это представление о собственной привлекательности, своих внешних характеристиках, впечатлении, которое они производят на окружающих.
Формирование образа тела
Важный вклад в формирование образа тела вносят два фактора: особенности детско-родительских отношений и социокультурных стереотипов восприятия внешности. Если говорить о влиянии семьи, важно отметить роль невербальной коммуникации с ребёнком — объятия, поцелуи, различные виды тактильного контакта. Они обеспечивают вклад в формирование позитивного образа тела. Также важным является то, как родители (особенно своего пола) проявляют отношение к собственному телу: ухаживают, заботятся, украшают и т. п. Другой аспект влияния семьи — вербальная коммуникация, которая даёт прямые негативные установки: «у тебя слишком длинный нос», «втяни живот», «щёки, как у поросёнка», «ноги, как палки», «не крути задницей» и т. д.
Влияние социокультурных факторов связано с давлением СМИ, предлагающих жёсткие стандарты красоты и здоровья, и исключающих вариативность внешней привлекательности.
Искажение образа тела или формирование негативного образа тела приводят к целому ряду психологических и социальных проблем. Интересно, что до 5 – 6 лет девочки и мальчики приблизительно одинаково относятся к своей внешности, а по мере взросления девочки становятся всё больше и больше недовольны собой. Следует заметить, что согласно результатам научных исследований, больше половины женщин недовольны своей внешностью, в то время как среди мужчин этот показатель значительно ниже [1]. Негативный образ тела может приводить к изнурительным попыткам изменять свою внешность, что в долгосрочной перспективе не приводит к удовлетворению.
Особенности пациентов с дисморфофобией
Искажение образа тела может достигать уровня клинического расстройства — дисморфофобии. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) дисморфофобия рассматривалась как разновидность ипохондрического расстройства, в МКБ-11 — представлена, как отдельный тип расстройства. Человек, страдающий дисморфофобией, убеждён в наличии дефекта(ов) во внешности, что крайне негативно сказывается на его социально-психологической адаптации и функционировании. Известно, что при дисморфофобии наблюдается высокий риск суицида, более высокий, чем при депрессии или биполярном расстройстве.
Заметим, что речь идёт про объективно мнимые дефекты. Часто люди с дисморфофобией обладают привлекательной внешностью или минимальным несовершенством, но они настолько верят в своё «уродство», что избегают социальных контактов из-за него. Разглядывать себя часами в зеркале, маскировать мнимые недостатки, прибегать к сомнительным косметическим процедурам, вплоть до самоповреждения — всё это составляет рутинную жизнь человека с этим расстройством. Дисморфофобия толкает людей на ненужные операции, даже при условии их угрозы для здоровья. Примечательно, что максимальное количество жалоб связано с недовольством собственной кожей. Дисморфофобия может сочетаться с обсессивно-компульсивным расстройством, депрессией, нарушениями пищевого поведения и т. п.
Негативный образ тела, независимо от уровня (доклинический/клинический), нуждается в коррекции. Хорошие результаты показывает психотерапия, даже в случаях выраженной дисморфофобии.
Люди, страдающие дисморфофобией, склонны создавать многочасовые косметологические ритуалы, которые ненадолго снимают тревогу по поводу собственной внешности. В косметологии часто предпочитают инвазивные методы, так как отношение к внешности часто характеризуется агрессией и деструктивными тенденциями [2]. Человек не может самостоятельно остановиться в «улучшении» внешности и работа над мнимым дефектом превращает пациента в «жертву косметологии». Есть данные о том, что косметологические вмешательство у пациентов с предрасположенностью к дисморфофобии не только не улучшает состояние пациента, но и может ухудшать, через усугубление компульсивного следования ритуалам и/или подтверждение аутоагрессивного поведения.
Когда человек в значительной степени поглощён мыслями о воспринимаемом недостатке своей внешности, который стороннему наблюдателю представляются незначительным или не более, чем обычными физическими вариациями, и если в связи с этим он испытывает негативные чувства в течение более чем 1 часа в день, то ему может быть поставлен диагноз «телесное дисморфическое расстройство» или «дисморфофобия».
Проявления дисморфофобии
Дисморфофобия во многих случаях бывает сосредоточена вокруг лица, особенно часто её проявления связаны с видом и состоянием носа, кожи, волос, глаз, рта, челюсти и подбородка, иногда — зубов, хотя могут затронуть любую часть тела. Причём озабоченность часто распространяется на более чем один участок тела. Воспринимаемая уродливость лица или тела и воображаемые дефекты могут вызывать массу повторяющихся моделей поведения. Помимо рассматривания себя в зеркале на протяжении дня, отмечены другие цикличные модели поведения: фотографирование самого себя, прикосновение к «уродливым» частям тела или контурам кожи, расспрашивание других о своей внешности, смена и пересмотр гардероба, избыточные физические упражнения, чрезмерный уход за телом и применение макияжа, обращение к косметическим процедурам, использование одежды и других вещей в качестве маскировки.
Нередко в таких случаях дерматологи сталкиваются с аутоагрессивным отношением к телу: ковыряние кожи, выдавливание воспалительных элементов, вырывание ресниц и бровей, обкусывание ногтевой пластины либо кожного валика. Для меня и моих коллег, практикующих косметологов и дерматологов, одним из основных симптомов является постоянная неудовлетворённость своей внешностью со стороны пациентов и просьбы усугубить и сделать процедуры более агрессивными под предлогом неудовлетворения от предыдущих. Кроме того, люди с диагнозом «дисморфофобия» нередко посещают множество врачей, «прыгая» от одного специалиста к другому в поисках того, кто будет готов выполнить требуемую процедуру или выписать определённое средство.
Решение проблемы
Существует распространённое среди специалистов мнение, что если физический недостаток будет каким-то образом сглажен, то эмоциональное состояние пациента чудесно трансформируется и он впоследствии сможет наладить свою жизнь. Это мнение ошибочно! Различные научные исследования говорят о том, что люди, испытывающие сильную неприязнь по отношению к своей внешности, часто воспринимают результаты любого косметического вмешательства как неудовлетворительные.
В одном из исследований 16% людей указали на ухудшение своего состояния по результатам косметических процедур, причём 9 из 25 опрошенных участников были настолько недовольны, что в итоге перешли к собственноручному выполнению косметических процедур в домашних условиях [3]. Как только пациент уменьшает или решает одну проблему с внешностью, он находит другую и сосредотачивается на ней. Несомненно, по этой причине проекты в отношении внешности для некоторых из них могут продолжаться бесконечно.
Очевидно, что действительной проблемой является вовсе не физический недостаток, а изначальное психологическое ощущение себя недостаточно красивым/худым/стройным и пр., которое нельзя исправить ни одной косметологической либо хирургической процедурой. По опыту ведения пациентов с признаками дисморфофобии — ни в коем случае не стоит усугублять их невротическое состояние, постоянно удовлетворяя его требования агрессивных и кардинальных процедур. Мы с Надеждой сходимся во мнении, что таких пациентов лучше переориентировать на долгосрочную дружбу с врачом, поскольку под желанием травмировать себя лежит вытесненная симпатия к себе и к своему телу. Благоприятной тактикой с такими пациентами является: предлагать им заботу о себе, о своём теле и лице в виде подбора домашнего ухода, профессионального протокола приятных уходовых процедур, и не применять болезненных, травмирующих процедур, например, инъекционных либо агрессивных пилингов.
Источники:
- R M Calogero, J K Thompson. Gender and Body Image // Handbook of Gender Research in Psychology. — Springer. — 2009. — p. 153–184.
- Дороженок И. Ю., Матюшенко Е. Н., Олисова О. Ю. Дисморфофобия у дерматологических больных с фациальной локализацией процесса // Российский журнал кожных и венерических болезней. — 2014. — №1. — С. 42–47.
- Singh A S, Veale D. Understanding and treating body dysmorphic disorder HYPERLINK "https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pmc/articles/PMC6343413/" Indian J Psychiatry. – 2019 Jan; – 61(Suppl 1): S131–S135.